Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Но к глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих (и не только) взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова. Сколько всего слов составляет матерный язык? В целом, где-то около сотни. В активном же словарном запасе находится в основном приблизительно 20 – 30 слов. Но очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, еклмн, ёпрст и др.).
Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат?
Профессор А. Олянин полагает: «Если сравнить родную лексику с мощным водным потоком, то мат – это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи». Он пришёл к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний, и в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами. Человек, произнося некоторые из них, проклинает как себя, так и окружающих.
Решительно все слова русского мата имеют демоническое происхождение. Таким образом, произносящий подобные слова человек автоматически призывает беса на себя, своих детей. Эти бесы влияют на настроение, здоровье, состояние финансов, а также на взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому употребление матерной речи рассматривалось в древности как черта поведения человека, одержимого бесами.
А что же говорит современная наука о влиянии матерной речи на человека? Учёные пришли к выводу, что:
- Человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, т. е. чувствует свою неполноценность.
- Употребление матерных слов ведёт к гормональным нарушениям в организме (особенно женщин).
- Мужчин, злоупотребляющих матом, неминуемо ждёт импотенция.
- Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, и это передаётся его потомкам. Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, подобный радиационному излучению.
- Особенно губительное воздействие оказывается на детородные функции как мужчин, так и женщин. Это в конечном итоге может привести к неспособности родить здорового ребёнка.
Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству.
А что делаем мы?
Мы материмся с близкими, порой самыми близкими людьми, или призываем древних демонов просто так, ради красного словца. И, между прочим, с тем же результатом, что и пращуры, которые обращались к Злу, чтобы покарать кого-либо за серьёзные проступки, - зазываем Зло себе на голову изо дня в день, из года в год. В результате получаем сначала неприятности мелкие, затем всё бо¢льшие: со здоровьем, детьми, любимыми, наконец, просто попадаем в полосу хронического невезения…
Многие считают, что мат – глубоко русская традиция. На самом деле сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено даже в деревне, но и долгое время являлось уголовно наказуемым! На Руси человека, который выругался матом, подвергали публичному наказанию.
А народная мудрость утверждала и утверждает, что в семье сквернослова нет мира, а сама склонность к матерщине всегда сопровождается и другими пороками – начиная от алкоголизма и заканчивая различными формами бытовой агрессии.
Доказывать эту мысль нет необходимости – достаточно поглядеть вокруг…
РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА – ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО УМА,ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ. РАСПУЩЕННОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ПОСТУПКАХ, НО И В СЛОВАХ (Абуль Фарадж)
РАЗВЯЗНОСТЬ ЯЗЫКА САМА СЕБЯ КОРИТ, РОЖДАЕТ СОТНИ БЕД, НЕСЧАСТИЙ И ОБИД. (А. Навои)
У КОРОТКОГО УМА – ДЛИННЫЙ ЯЗЫК. (Аристофан)
И ЯЗЫК ВО РТУ – ЗОЛОТОЙ КЛАД.
ЗА ХУДЫЕ СЛОВА СЛЕТИТ И ГОЛОВА.
ДОБРОЕ СЛОВО ЛЕЧИТ, ХУДОЕ – КАЛЕЧИТ.
СЛОВО – КРИТЕРИЙ ЗДОРОВОЙ ДУШИ.
НЕ НОЖА БОЙСЯ, А ЯЗЫКА.
ОСЛА УЗНАЮТ ПО УШАМ, МЕДВЕДЯ ПО КОГТЯМ, А ДУРАКА – ПО РЕЧАМ.
«КТО ХРАНИТ УСТА СВОИ, ТОТ БЕРЕЖЁТ ДУШУ СВОЮ; А КТО ШИРОКО РАСКРЫВАЕТ СВОЙ РОТ, ТОМУ БЕДА» - Книга Притчей Соломоновых.
«Горецкий районный социально-педагогический центр»
КАК
НАШЕ
СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ…
или чем опасна ненормативная лексика.
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая,
осязаемая связь, союзное звено между телом и духом»
Владимир Даль
серию трансформаций, может перерасти в профессиональный (лексика, используемая в речи людей определённой профессии).
КТО И ЧТО УЧИТ ДЕТЕЙ СКВЕРНОСЛОВИТЬ?
Семья (негативные коммуникативные установки, использование сквернословия близкими людьми).
СМИ (негативные модели поведения, которые впитываются детьми с невероятной скоростью).
Воспитатели (недостаточный контроль в педагогическом общении).
Детский коллектив (отрицательный опыт речевого общения, агрессия)
БОРЬБА С МАТОМ НА УРОВНЕ РБ
Статья 19. 1. КоАП РБ
Мелкое хулиганство: нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
В КАКИХ СИТУАЦИЯХ ВОЗНИКАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ СКВЕРНОСЛОВИТЬ У ДЕТЕЙ?
- Невозможность рефлексировать: отражать свои чувства и эмоции в социально приемлемой форме;
- ограниченность словарного запаса;
- игры со сверстниками (отказ принять правила, соперничество);
- разговоры со сверстниками (ссоры, споры, сплетни);
-запреты со стороны взрослых (которые приводят к речевой агрессии);
- отказы со стороны сверстников и взрослых;
- ограничение свободы, самостоятельности;
- усталость;
-принуждение к выполнению различных дисциплинарных требований;
- ненужные поучения;
- несправедливость;
- собственные неудачи;
- невнимание со стороны старших;
- желание отомстить;
- демонстрация позиции лидера и т. п..
КАК УСТОЯТЬ ПРОТИВ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ?
- Игнорирование: не реагировать на бестактность, «не замечать» враждебность со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость.
- Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника.
- Положительные оценочные высказывания: похвала за сильные стороны личности, доброжелательное отношение к собеседнику.
- Открытое словесное порицание, которое должно быть выражено непременно в корректной форме с обязательным использованием необходимых формул вежливости.
- Шутка, юмор и смех. Но не сарказм.
- Убеждение через попытку поставить агрессивного собеседника на место того, кого он пытается обидеть.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ:
- следите за своей речью и речью окружающих вас людей;
- не выполняйте просьбы ребёнка, которые поданы в грубой форме, лучше это обговорить заранее;
- игнорирование, если случай употребления ненормативной лексики единичен;
- переключение внимания: незацикливание на возникшей ситуации;
- подчёркивание положительных качеств личности ребёнка;
- поиск позитивных альтернатив (Можно было сказать по-другому);
- объясните ребёнку, что использовать такие слова неприлично, так же как кушать руками, хрюкать и пр., но необходимо это сделать кратко;
- соблюдайте правило: хвалить на людях, ругать наедине;
- если ребёнок подражает друзьям, то можно поговорить с их родителями;
- объясните ребёнку, что когда он не бранится, его больше любят, ценят и уважают;
- не вступайте в перебранку: слово за слово;
- помогайте детям чувствовать себя взрослыми: относитесь уважительно к их просьбам, высказываниям, хвалите за достижения, не ругайте за поражения, спрашивайте их мнение, советуйтесь с ними по взрослым вопросам;
- подробное описание и анализ любых действий ребёнка всегда лучше, чем их оценка и критика.
РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ НЕПРИЛИЧНЫЕ СЛОВА.
КАК РЕАГИРОВАТЬ?
С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ?
Первое появление сквернословия обнаружено в берестяных грамотах 12 века из Новгорода. Сквернословие использовалось как средство борьбы с домовыми, злыми духами, помогало лечить лихорадку, отражало негативную сторону жизни человека. Также считалось, что любое грубое слово негативно отражается на том человеке, который его произносит: через некоторое время всё возвращается обратно, причём с удвоенной силой.
ЧТО ТАКОЕ СКВЕРНОСЛОВИЕ?
Сквернословие – это неприличные, непристойные слова, выражения, ругательства.
ЧТО ТАКОЕ МАТ?
Мат – это разновидность ненормативной лексики в русском и других языках.
ЧТО ТАКОЕ ЖАРГОН?
Жаргон – это совокупность особенностей разговорной речи, возникающей среди небольшой группы людей, объединённых общностью каких-либо интересов.
Почему жаргон появляется в речи детей?
Подростки стремятся к краткости, так как именно в этот период жизни они стараются всё делать быстрее, и говорить тоже. Жаргон «закрыт» для посторонних, понятен только «избранным». Это ценно для молодёжи, которой свойственны различные объединения по интересам, группирование.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГРАНЬ МЕЖДУ МАТОМ И ЖАРГОНОМ?
Мат оставляет глубокий след в жизни, его корни сильно врастают в мировоззрение человека, и от них трудно избавиться.
Жаргон со временем исчезает из жизни, т. к. становится неактуальным в более взрослой среде. А также претерпевает