Игры на развитие слухового восприятия
Развитие речи детей в условиях семьи
Игры для развития речи по дороге в детский сад
Как расширить словарный запас ребенка?
Игры для развитие речи детей 2-3 лет
Речевое развитие ребенка 5–6 лет
Развитие зрительно-моторной координации
Игры и упражнения для развития связной речи
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей дошкольного возраста
Все упражнения проводятся в виде игры
На начальном этапе артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть себя.
Выполняем упражнения неспеша.
Не обязательно выполнять всё упражнения сразу, за один раз. Можно выполнять по 1-2 в день. Но обязательно каждый день. Включая их в игры, при умывании, чтении сказок и т.д.
Общая артикуляционная гимнастика:
https://youtu.be/0KzqksT9jYE?list=PLgn25bIbOiOhnA0xL3awQeAc9WHrZDvNC
https://youtu.be/Uu-vCLiGbco?list=PLgn25bIbOiOjSf0IjG0EV-HV0blwfRLaE
Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц:
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш,Ж,Ч,Щ
Артикуляционная гимнастика на сонорные звуки Л, Ль, Р, Рь
https://youtu.be/Q2qUtwPi5_I
https://youtu.be/kYckfaQso5M
https://youtu.be/Q9BKWGBUklc
Развитие речи детей в условиях семьи
В развитии у ребёнка речи родители играют главную роль. Для ребёнка вы являетесь языковым и речевым образцом. Он разговаривает так, как говорят его близкие (язык, интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
Ребёнок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
Как должна развиваться речь малыша?
- В 1,8 года ребенок вполне способен произносить маленькие, коротки фразы.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
Что важно?
- Артикуляционный аппарат (достаточная подвижность языка, губ, сила челюстных мышц и мышц языка);
- Выдох (умение совершать целенаправленный выдох через рот, нос);
- Слух и слуховое восприятия (отсутствие снижения слуха, умение различать звуки);
- Моторика;
- Познавательная активность.
Тренируйте челюстные мышцы и мышцы языка
Слабые челюстные мышцы задерживают развитие артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте своему малышу целые яблоки, морковь, сухари, мясо кусочками, чтобы он жевал, облизывал, рассасывал, и тем самым тренировал мышцы.
Научите ребёнка:
- Полоскать рот;
- Надувать щеки, задерживайте воздух, покажите как перегонять его из одной щеки в другую;
Вытягивать губы «трубочкой», широко улыбаться;
Тренируйте речевой выдох
- Слабый речевой выдох препятствует произнесению предложений полностью, чёткому произношению звуков.
Научите ребёнка делать вдох через нос, долгий, целенаправленный выдох через рот (для усложнения можно выдыхать на кончик языка):
- Можно дуть на бумагу, вату, цветы, пену и т.д. (для усложнения поместить на кончик носа);
- Надуваем мыльные пузыри;
- Ветряные мельницы;
Тренируйте слуховое восприятия
Выделяйте и называйте звуки вокруг:
- шум бытовых приборов, машин, звучание игрушек;
- музыкальные инструменты, голоса (игра «Угадай, что звучит», «Кто тебя позвал?»);
- голоса животных, птиц;
Важно! Не создавайте «шумовую завесу».
Бывает и такое, что ребёнок плохо говорит потому, что постоянно находится среди шума – всё время работающий телевизор, телефон, бесконечное разговаривающие взрослые, которые общаются только между собой. Разговаривайте с детьми, а не при них.
Тренируйте слуховое восприятия
Выделяйте и называйте звуки вокруг:
- шум бытовых приборов, машин, звучание игрушек;
- музыкальные инструменты, голоса (игра «Угадай, что звучит», «Кто тебя позвал?»);
- голоса животных, птиц;
Важно! Не создавайте «шумовую завесу».
Бывает и такое, что ребёнок плохо говорит потому, что постоянно находится среди шума – всё время работающий телевизор, телефон, бесконечное разговаривающие взрослые, которые общаются только между собой. Разговаривайте с детьми, а не при них.
Развивайте моторику (общую и мелкую)
- Учите бросать и ловить мяч, прыгать, залазить на горку, идти по линии, раскачиваться на качелях и т.д.;
- Учите одеваться и раздевается самостоятельно: застёгивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки, застёжку сандалий и т.п.;
- Конструктор, пазлы и другие игры, где требуются точные движения рук;
- Рисование, раскраски, лепка;
- Разучите «Сороку-ворону», «Мальчика-пальчика»
Создавайте игры из подручного материала, дома и на улице: макарон, круп, резинок, баночек, пробок, прищепок и др.
Поощряйте любознательность малыша
Учите детей наблюдать, рассматривать, искать. Поощряйте общение с окружающими.
- Помогайте ребёнку исследовать на ощупь предметы с различной формой, текстурой, из разного материала;
- Обращайте внимание на запах продуктов, предметов, называйте их;
- Называйте вкус продуктов, делитель своими ощущениями;
- Показывайте образец действий с предметами.
Разговаривайте с ребёнком
Не «сюсюкаясь» и не коверкая слова
- Рассказывайте обо всём что видите вокруг;
- Комментируйте то, чем вы или ребёнок занимаетесь в данный момент, спросите ребёнка «Что ты делаешь?», «Зачем…»;
- Выучите голоса животных;
- Читайте сказки, стихи, пойте песенки.
В случае «плохой» речи, давайте ребёнку образец. На просьбу ребёнка дать молоко («да мо» и т.д.) спокойно проговорите, глядя на малыша «Мама, дай молоко» и т.д.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
Не потакайте
Если потакать ребёнку, предупреждать его желания без слов, то у ребёнка отпадёт надобность говорить правильно.
Зачем говорить, если его и так понимают?
Выстроите ситуацию так, чтобы ребёнок формулировал свои потребности словами, а не жестами.
Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку.
Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать.
После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Качу мяч», «Дай мяч», «Несу мяч» и т.д.
Как расширить словарный запас ребенка?
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.
Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, — обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». — «Листопад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.
Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят...
И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.
Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.
Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.
Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма выражения мысли станет привычной для него.
Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглируют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка болтать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения.
- «Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
- «Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, махровое... (полотенце).
- «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар... (варит, печет, жарит); ветер... (воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает).
- «Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу... (дворник), водит поезда... (машинист), лечит людей... (врач).
- «Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют... (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
- «Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т.д.): хмурым... (небо, лицо, утро, день, погода).
- «Назови части целого»: дерево... (ствол, ветки, корень листья); обедать... (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.
- «Дай три названия и больше»: стол... (мебель — вещь); клевер... (трава — растение); каша... (блюдо—пища—питание).
- «Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес... Дворник взял метлу, он будет...
Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений, направленная на:
• подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
• отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;
• договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой...;
• составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глупый, весело—скучно);
• объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;
• подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;
• рисование на тему многозначного слова;
• нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, литературных произведениях;
• придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?
Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
• неправильные окончания имен существительных мн. числа в род. падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных муж. рода в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
• изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
• незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;
• ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;
• неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;
• неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;
• отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда — нет.
Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.
Например. В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын, высказываясь, неправильно употребил слова по числовым и падежным нормам. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов. А теперь и ты повтори, но правильно».
В данном случае отец оказался чутким к речи ребенка. Кроме того, он понял, что исправлять ошибку бесполезно, когда ребенок находится в состоянии возбуждения. Он не стал повторять ошибку ребенка, а дал образец правильного употребления этих слов, а затем попросил ребенка повторить.
Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он поставил перед ним задачу вспомнить животных, которых он видел в зоопарке, назвать их в форме мн. числа, а затем найти их на открытках. Сын с большим удовольствием отвечал отцу: «Я видел в зоопарке тигров, зайцев, верблюдов...» Он не подозревал, что отец придумал такую игру для того, чтобы научить его произносить названия животных во мн. числе.
«Игры для развитие речи детей 2-3 лет»
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина и т.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
☀ Угадайка, что я вижу? Ребёнок загадывает что-то из окружения, никому не называя что это. Взрослый, по наводящим вопросом, не называя предмет, пытается узнать, что это. Пример: Оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Загадывающий может ответить только «Да», «Нет», «Наверное». После меняетесь местами. Ещё вариант, можно в начале назвать признак: «Я вижу что то зелёное / большое / на звук А» и т.д.
☀ Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
☀ Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
☀ Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.
☀ Один – много. Стоит стул, а стоят…стулья; летит воробей, а летят… воробьи; идет человек, а идут... люди и др.
☀ Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, лиса – лисичка, лисонька, дерево – деревце.
☀ Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена, но и названия животных, цветов, предметов посуды, мебели и т.д.
☀ Апельсин. Вы называете: АпельсиН. Ребенок должен обобщить придумать слово на звук Н: норА. Следующий игрок должен назвать слово на А.
☀ Антонимы. Попросите ребенка сказать наоборот: высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый, быстро – медленно, поднять – опустить и т.д.
☀ Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
☀ Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова со звуком М (машина, моль, морковь, магазин, мороженое; затем слова со звуком Мь (мишка, мешок, мир)
☀ Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
☀ Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться: кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
Речевое развитие ребенка 5–6 лет
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В дошкольном образовании речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных»слов.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок) ;
- овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть
физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Связная речь детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать
сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.
Подготовка к обучению грамоте
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:
- всестороння работа со звуком;
- знакомство с образом буквы и закрепление его;
- формирование техники чтения.
В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ – ДВЕ СТОРОНЫ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА
Дыхание – основа жизни и здоровья человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. Для того, чтобы дыхание было ритмичным, необходимо полноценное развитие всех органов участвующих в акте дыхания, а также соматическое здоровье ребенка. Аппарат дыхания: легкие; грудная клетка; диафрагма; мышцы брюшного пресса. Так же необходимо следить за здоровьем носовой и ротовой полостью ребенка. Главной движущей силой в обеспеченье дыхания является диафрагма.
Звукопроизношение состоит из совместной и согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции и слуха. Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей часто существенно ниже возрастной нормы.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Произнесение отдельных слов происходит как на вдохе, так и на выдохе.
Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание (грудное или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. При этом активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе:
Возраст ребенка Количество слов на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания
2-3 года 2-3 слова 2-3 мин.
3-4 года 3-5 слов 3-4 мин.
4-6 лет 4-6 слов 4-6 мин.
6-7 лет 5-7 слов 5-7 мин.
Таким образом, правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Поэтому так важно формировать у ребенка правильное речевое дыхания, для этого существует множество игр и упражнений. Рассмотрим некоторые из них.
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание
• Заниматься в чистой, проветренной комнате с нормальной влажностью воздуха.
• Заниматься не раньше чем через 1,5 – 2 часа после еды.
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Этапы формирования речевого дыхания
1 этап – формирование неречевого дыхания.
1. Игра «Перышко»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
2. Игра «Кораблик»
Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик, шарик для пинг-понга, в тазике с водой.
3. Упражнение «Загони мяч в ворота»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
4. Игра «Пузырьки»
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
5. Игра «Отгадай по запаху»
6. Игра «Мыльные пузыри»
2 этап – формирование речевого дыхания.
1. Игра «У кого длиннее звук (слог?»
Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).
2. Игра «Назови картинки»
Оборудование: 3-5 предметных картинок.
Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
3. Игра «Повтори предложение»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку, ребенок повторяет на одном выдохе.
4. Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.
Выбор игрушек для малыша – довольно ответственная задача. Часто взрослые выбирают игрушки стихийно, обращая внимание на её популярность, привлекательность, стоимость, желание угодить ребёнку и т.д., а её развивающие характеристики не всегда учитываются.
Почти все игрушки развивают те или иные навыки — как в интеллектуальном, так и в физическом плане. Игрушек, которые созданы непосредственно для развития речи, совсем немного. Как можно использовать некоторые игрушки для развития речи у ребёнка-дошкольника?
1. Куклы и фигурки людей. Куклы нужны как девочкам, так и мальчикам.
С помощью куклы ребёнок учится подражать действиям взрослого, а способность к подражанию важна для развития речи.
Куклы и фигурки людей хорошо использовать для организации сюжетных игр. В процессе таких игр пополняется словарный запас ребёнка.
Например, в процессе игры с фигурками членов семьи можно отработать понятия: старший - младший, брат-сестра, сын-дочка, внук-внучка и т.д.
2. Фигурки животных. Для неговорящего ребёнка лучше приобрести фигурки тех животных, названия которых не вызовут затруднений при их назывании: кот, лиса, сова, собака, белка и т.п.
Кроме закрепления названий животных, малыш в игровой форме может усвоить глаголы: плавает, ползает, летает, мычит, лает; и прилагательные: колючий, мягкий, быстрый. Если у вас есть несколько фигурок одного и того же животного, можно формировать у ребёнка и грамматические категории: мышь-мыши-мышата.
3. Игрушечная еда, фрукты и овощи. Во время кормления кукол или животных можно отрабатывать предложно-падежных формы. Например, «Собака грызёт кость», «Кошка лакает молоко», «Таня ест кашУ», «Кот ест рыбУ» и т.д. «Сосиску кому дадим? КошкЕ, собакЕ, лисЕ».
4. Пирамидки, конструкторы. Собирая их, можно проговаривать цепочки слогов: надеваем кольцо - «па», второе — «пу», следующее — опять «па» и т.д. При конструировании башен можно закреплять названия цветов.
5. Музыкальные инструменты. Дудочка, губная гармошка, свистульки – для развития речевого дыхания. Ксилофон, пианино, бубен, способствуют развитию чувства ритма, слухового восприятия, совершенствованию мелкой моторики рук.
6. Игрушечные дома и предметы интерьера для них. В игре с такими игрушками, у ребёнка расширяется словарный запас. Например, «Стул – на нём сидят. Чашка – из неё пьют».
7. Песок (обычный или кинетический).
8. Игрушки-вкладки, пазлы. Такие игрушки нужно приобретать на различные темы: «Посуда», «Овощи», «Транспорт» и др.
Хотелось бы отметить, что изобретательные родители могут «превратить» в развивающую игрушку любой подручный материал: прищепки, пробки, камешки, флакончики и многое другое.
И ещё один совет: для стимуляции речи и преодоления негативизма можно выбрать одну игрушку-героя ваших занятий. Это может быть, обезьяна или солдатик, который просит ребёнка выполнить что-либо, а также поощряет его (например, угощает вкусняшкой).
В том случае, когда малыш не слушался или отказывался заниматься, то именно игрушечный герой не даст ему лакомство, а не мама.
Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. При этом очень важно именно читать, рассказывать ребёнку! Ни одна аудиозапись или мультфильм не передадут артикуляции взрослых, не показывают эмоциональной реакция окружающих.
Особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!»
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».
-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
- Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
• Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
• Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова.
• Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля.
В последние годы появилось много активистов, оценивающих мультфильмы по степени их вреда или полезности. Однако, в условиях современного развития медиасреды, изолировать ребенка от мультфильмов не только невозможно, но и вредно.
Однако мультики не всегда наносят вред развитию ребенка. При грамотном использовании и систематической работе с их помощью можно способствовать развитию речи и даже решать логопедические проблемы. Для этих целей можно использовать как развивающие мультфильмы для речи, так и обычные. Но можно соблюдать несколько правил:
- до 3-х летнего возраста необходима ограничивать просмотр мультфильмов. На этом этапе также очень важна реакция окружающих на первые слова и фразы, и, к сожалению, ее отсутствие губительно влияет на формирование речи. Еще одной причиной для запрета мультиков в этом возрасте является минимальное присутствие в них глаголов;
- сюжет мультика должен соответствовать возрасту. Поступки героев должны быть понятными, логичными. У детей отсутствует критическое мышление, поэтому они не в состоянии понять иронию. Все поступки и слова героев воспринимаются буквально. Поэтому необходимо разговаривать с ребёнком о поступках героев, задавать вопросы, объяснять;
- речь героев должна быть медленной. Быстрые диалоги вкупе с яркой сменой картинки не позволит ребенку осознать и запомнить новые слова; - для младшего возраста предпочтительны мультики советского периода, так как в них артикуляцию тщательно прорисовывали, и она соответствует фонетике речи.
Просмотр должен быть совместным с родителем. Взрослый делает все упражнения вместе с ребенком, на своем примере показывая правильную артикуляцию;
Самое главное — похвала при малейших положительных сдвигах. Критика запрещена. Нельзя употреблять слова «неправильно», «ошибка» и подобные.
Правильная, выразительная речь- портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. ( пример, Мауги )Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»
1.Формирование словаря.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.
И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.
- Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).
- Обогатить словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
Практическое задание
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.
Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.
«ПОДБЕРИ ПАРУ»
Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки ( мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек.
Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.
2.Грамматический строй речи
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.
Наша задача:
- совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Упражнение:
Жёлтое…. (солнце)
Пушистые…(котята)
Машина…какая? (большая)
- научить употреблять существительные с предлогами.
Упражнение:
Зайчик ( под столом, над столом, на столе )
Ворона (над крышей, на крыши)
Мячик (под столом)
Поросенок (в коробке). (см. Плакат № 4)
- Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей
Упражнение:
Утка- утенок- утята.
Кошка- котенок- котята
Собака-щенок- щенята и т.д.
В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
3.Связная речь
Задачи :
- Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.
- Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Практика.
Телефон.
разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.
Ситуация общения «Научи меня».
Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.
( …А меня научишь???)
Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!
Мнемотехника
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, мы часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотаблицы особенно эффективны- при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
4.Звуковая культура речи
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
Задачи для детей 3-4 лет:
- Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)
Практика:
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Практика:
Развитие интонационной выразительности:
- Говорить голосом мышки, медведя, волка;
- Рассказывать стихи с разной интонацией ( как робот, принцесса и пр.)
- Разучивание скороговорок
Развитие слухового внимания:
- Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)
Развитие речевого дыхания:
- Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.
Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
- Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.
Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
- Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
- Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости отокружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.
- Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.
- Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Развитие зрительно-моторной координации
Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д.), для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения.
Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
Задачи:
- Формирование способов восприятия движущихся предметов;
- Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
- Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
- Развитие осязания и мелкой моторики;
- Формирование умения пользоваться карандашом;
- Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
- Развитие умения соединять точки прямой линией;
- Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.
Работа с лабиринтами
Материал: лабиринт
Ход работы:
Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.
Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.
Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.
Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).
Палочки-моталочки
Материал:
1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.
2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.
Ход работы:
1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка
отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.
2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.
Пройди по дорожке
Материал:
1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик.
2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.
3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.
4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.
5 вариант: дорожка на полу, шарик.
Ход работы:
1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами.
2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.
3 вариант:
1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.
2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.
4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.
5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.
Волшебные ниточки
Материал:
1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.
2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.
Ход работы:
1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.
2 вариант:
1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.
2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.
Обведи точно
Материал:
1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.
2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.
3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.
4 вариант: фольга, трафарет, ручка.
Ход работы:
1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.
2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.
3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.
4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.
Игры с природным материалом
Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т.д.
Ход работы:
1. Выкладывание различных изображений из камушков и т.д.
2. Поиск предметов в ведерках с крупами.
3. «Продолжи ряд».
Игры с прищепками
Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.
Ход работы:
1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.
2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.
3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).
Цветочки
Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки.
Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету.
ВАРИАНТЫ ИГР
1. Набрось кольцо+поймай шарик. Игра "Кольцеброс". Игра "Поймай шарик".
2. Дидактические коврики: "День и ночь", "Времена года", "Солнечная полянка"
3. Проведение траектории. Дорожки.
4. Книга-лабиринт
5. Лабиринты
6. Пальчиковый театр.
7. Ручной труд и работа с бумагой
8. Рисование различными способами: кистью, пальцем, свечей
9. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
10. Конструирование из бумаги – оригами
11. Развитие графической моторики.
12. Рисование по трафаретам.
13. Рисование по фигурным линейкам.
Развитие связной речи у детей.
Игры и упражнения для развития связной речи.
Очень важно стимулировать речевую активность детей, выразительность их речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Для этого используйте то, что ваш ребенок видит вокруг - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.
Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Всегда под рукой
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Лучший друг
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
Измени песню
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится.
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей дошкольного возраста
Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Виды памяти:
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры:
- «Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.
Проверь себя.
- Игра в слова «Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
ВНИМАНИЕ!
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1.
Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2.
Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3.
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4.
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
- Игра «Снежки»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь снег.
- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2.
- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3.
- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.
- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
РАССКАЖИ.
1
- Игра «Запахи и звуки».
ЗАДАНИЕ.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?
Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
- Игра «Вкус и запах»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь лимон.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй лимон.
ЗАДАНИЕ 3.
Представь апельсин.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
- Какого цвета апельсин?
- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 4. Нарисуй апельсин.
ЗАДАНИЕ 5. Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?