Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно с организованным детским коллективом.
Буллинг определяется, как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Мотивация к буллингу различна: месть, восстановление справедливости, как инструмент подчинения лидеру, низвержение конкурентов, из чувства неприязни и др.
Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.
Проявления жестоких отношений в детской среде многообразны: от безобидных шуток («приколов»), на взгляд самих шутников («приколистов»), до травли и тяжёлых насильственных действий, которые могут заканчиваться покушением на убийство и самим убийством.
Мы имеем дело с социальным явлением, достаточно устойчивым и различным по своим проявлениям. Важно знать, что все проявления межличностной жестокости, которая лишь внешне напоминает жестокость, в детстве – возможный этап в развитии мальчиков и девочек. Он всегда физиологически естественен и психологически объясним.
Жестокость у детей бывает двух видов: фрагментарной и устойчивой. Первый вариант проявляется в неожиданном поступке ребенка, для которого не свойственно такое поведение. Детская жестокость такого типа направлена на узнавание реакции взрослых. В данном случае необходимо сказать, что так поступать плохо и сразу переключить внимание ребенка на какое-нибудь увлекательное занятие.
Сигналом беды является устойчивая жестокость. Она проявляется к детям, животным, взрослым и связана с особенностями ребенка. Эта форма помогает детям реализовать страх, стресс, а также преодолеть препятствие. Детская жестокость может возникать по разным причинам и бороться нужно разными способами.
Дети младшего школьного возраста проявляют жестокость к тем детям, которые имеют отличие от других (толстяки, копуши и т.д.). Чтобы минимизировать подобные конфликты необходимо организовать место для развивающих игр, где дети могут проводить свое свободное время.
Дети постарше травят отличников и ябед. Ребенку нужно объяснить, что травля – признак незрелости. Все подростки хотят примкнуть к сильному ровеснику, «подлизаться» к вожаку.
Травля среди старших детей это – групповой феномен. Они ищут общее занятие. Если они не находят ровесника-неудачника, то они могут переключиться на взрослого человека.
Буллинг – это система детского насилия, реализуемого в пространстве организованного или неорганизованного детского сообщества. В этой системе определяются роли обидчиков (притеснителей), обижаемых (притесняемых), сторонних наблюдателей – взрослых и детей.
Буллинг оказывает на детей прямое и косвенное влияние. Длительные издевки сказываются на Я-образе ребенка, снижается самооценка, ребенок избегает отношений с другими людьми, включается «программа неудачника», которая распространяется на многие сферы жизни ребенка. У жертв буллинга снижается социометрический статус в группе, начинаются проблемы с учебой, нарушается поведение.
Дети, осуществляющие насилие, зачастую просто не умеют по-другому реагировать, они, возможно, уже переживали насилие (физические наказания, эмоциональный террор) или переживают его постоянно и платят окружающим тем же. Как показывает практика, в этой связи необходима регулярная и постепенная работа специалистов учреждения, а не разовое вмешательство. Важны устойчивые, безопасные и принимающие отношения с взрослыми, которые формируют почву для коррекции поведения.